Результаты

Краткий отчет о результатах исследования по гранту РНФ 19-18-00210 «Политическая онтология цифровизации: исследование институциональных оснований цифровых форматов государственной управляемости» за 2019 г.

I. Осуществлен анализ имеющихся стратегий исследования цифровизации публичного управления в российских и зарубежных работах. Изучены следующие основные подходы: 1) технократический; 2) датафикационный; 3) основанный на теории изменений; 4) рыночный; 5) трансформационный; 6) институциональный; 7) сетевой; 8) управленческой ментальности; 9) качественного управления; 10) нового реализма. На этой основе разработана концептуальная модель интегрированной техно-социогуманитарной стратегии исследования цифровизации, в основе которой лежит концепт цифрового распределенного познания.

Установлено, что сложное мышление цифрового порядка основывается на множестве траекторий рассмотрения объекта, имеет матричную и сетевую структуру, является открытым и прозрачным, ориентируется на суждения, а не понятия, базируется на открытых алгоритмах, характеризуется инновационностью и подвижностью. Поскольку в исследованиях цифровизации публичной сферы в проекте акцент делается на процессуальной онтологии цифровизации, был смещен акцент анализа с распределенного знания (distributed knowledge) на распределенное познание (distributed cognition). В рамках анализа концепта распределенного познания были обнаружены те его характеристики, которые являются конструктивными при изучении процессов управления и управляемости: во-первых, принципиальная децентрализация; во-вторых, возможность неиерархических общественных коммуникаций. В контексте задачи изучения цифрового публичного сознания было определено концептуальное различие цифрового познания и цифрового мышления. Ключевым проблемным моментом для этих концептов является формирование условий перехода от пассивного к активному участию в управлении, то есть условий перехода от цифрового познания к цифровому мышлению. Выявлен трансформационный потенциал цифровизации и цифровых технологий, позволяющий осуществлять не просто инструментальные изменения в системе публичного управления, нацеленные на эффективность и качество услуг и взаимодействий, а радикальные трансформации, приводящие к формированию в публичном управлении институционально-технологических ассамбляжей.

II. Проведен пилотажный «case-study» анализ институциональной трансформации публичного управления в ряде стран в процессе цифровизации. Изучались документы и стандарты внедрения цифровых технологий в публичное управление в ряде развитых стран (Великобритания, Скандинавские страны) и стран с развивающейся экономикой (Россия, Индия, Сингапур, Латинская Америка). На этой основе:

1. Осуществлено описание политической институционально-процессуальной природы цифровых технологий в контексте их применения в публичном пространстве. Исследована взаимосвязь управленческих цифровых технологий и цифрового института. Выявлены основные подходы к институциональной инструментализации цифровизации: 1) Институционально независимый подход. 2) Институты как инструменты. 3) Политика выбора инструмента. Проведен анализ направлений формализации управленческих цифровых технологий. Формализация политико-институциональной природы управленческих цифровых технологий выполнена по следующим направлениям: 1) Использование существующих математических моделей политического института; 2) Рассмотрены примеры формализации и перспективные направления исследований: социологический анализ влияния сквозных информационных технологий на цифровую трансформацию управления организацией; формализация цифровых управленческих технологий на основе их связи с потребностями и ценностями населения; формализация цифровой трансформации политического института или цифровой управленческой технологии на основе теории симметрии.

2. Описаны сетевые дизайны цифрового публичного управления как единства стратегий и вызовов управляемости.

Доказано положительное воздействие конкурентно-кооперативной стратегии на основе блокчейн на эффективность управляемости. Выявлено, что использование конкурентно-кооперативной стратегии, подкрепленной технически блокчейн, в политическом управлении позволяет снизить ряд издержек (таких как транзакционные и временные) и снизить влияние человеческого фактора.

3. Разработана интеграционная модель контроля снизу (sousveillance) и контроля сверху (surveillance) в ходе цифровизации публичного пространства.

Проведен сравнительный анализ основных этапов эволюции бизнес- и государственных электронных платформ и сделан вывод об адаптации принципов платформенной организации экономики совместного пользования (sharing economy) в развитии концепта цифрового государства. Государственная управляемость при этом становится эффектом сетевизации публичного управления и выступает в модусе партисипаторной управляемости. Контроль сверху и контроль снизу порождает возможность большей управляемости при условии развития правовой регуляции использования цифровых технологий контроля. Определено, что цифровизация публичного управления предполагает приобретение (empowerment and reinforcement) гражданами реальных прав, мотивации и компетенций самостоятельного управления своими отношениями с государством и возможностями реконструировать процессы и архитектуру цифрового государства. В развитие тезиса об ограниченности «монополизации выбора» гражданами цифровых форматов взаимодействия с государством проанализированы существующие способы рекрутирования (привлечения) пользователей государственных платформ, которые заключаются в доминировании консьюмеристких установок (высокое качество государственных услуг, сервисное государство, «мобильность» и респонсивность в реагировании на запросы граждан).

III. Изучались теоретические модели, описывающие особенности стратегий акторов в условиях неопределенности. Был проведен подробный анализ такой особенности поведения акторов на публичном поле, как неопределенность. В рамках исследования было показано, что выбор стратегии поведения акторов зависит от типа неопределенности, или от уровня неопределенности. Было выделено четыре типа воспринимаемой неопределенности, а именно: информационная (энтропия), системная (вероятность), психологическая (риск) и экзистенциальная (ценность), - и проведен анализ каждой из них. В этом отношении описаны особенности и модели стратегий акторов на цифровых публичных полях в системе нового институционально-процессуального состава правил взаимодействия. Определено общее основание развития мегатренда цифровизации и поведения акторов в цифровом публичном поле – снятие, или преодоление неопределенности посредством ее включения в цифровые алгоритмы управления и формирования на этой основе принципиально новой открытой системы публичной управляемости.

IV. Осуществлялся сравнительный анализ цифровых трендов в публичном управлении, трансформации концептуальной платформы реформирования и оценок вызовов публичной управляемости. В результате аналитической работы обоснованы базовые элементы политико-институциональной природы цифровой управляемости.

Выявлено, что политико-институциональная природа цифровой управляемости выступает в двух формах: институциональные основания алгоритмов процедурной справедливости государственного регулирования и институциональные условия гражданского вовлечения в процессы публичного управления. Институциональные основания алгоритмов процедурной справедливости государственного регулирования выражаются в правилах консенсуса, основанных на равенстве, реципрокности, доверии, честности, ответственности. Для обоснования политической институционально-процессуальной природы цифровых технологий в контексте их применения в публичном пространстве выявлены институциональные феномены гражданской науки и «цифровой бдительности».

Разработаны программы эмпирических исследований на 2020 г. по темам: (1) Сравнительное исследование моделей публичного управления на основе цифровизации; (2) Исследование цифрового публичного мышления/знания с использованием контент-анализа.

На странице официального сайта факультета политологии Санкт-Петербургского государственного университета размещен раздел, посвященный гранту РНФ 19-18-00210 «Политическая онтология цифровизации: исследование институциональных оснований цифровых форматов государственной управляемости» (http://politology.spbu.ru/nauka/rnf/).

На сайте размещен информационный бюллетень гранта РНФ «Политическая онтология цифровизации: исследование институциональных оснований цифровых форматов государственной управляемости» № 1(21) (http://politology.spbu.ru/nauka/rnf/publications/Цифровое%20управление№1(21).pdf).

Участники проекта РНФ в 2019 г. представили презентации результатов на 18 всероссийских и международных конференциях, в том числе на 5 международных зарубежных конференциях (Германия, Катар, Польша, Португалия, Чехия) и 13 конференциях в России (Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Ростов-на-Дону, Судак).

В 2019 г. по результатам исследования были опубликованы 30 материалов, из них 5 статей, индексированных в WoS/Scopus (одна из них сдана и принята в журнал первого квартиля), 11 статей – в журналах, индексированных РИНЦ, 3 статьи – в коллективных монографиях и сборниках, индексированных РИНЦ.

Просмотров: 493
© Санкт-Петербургский государственный университет
E-mail: polit@spbu.ru
Учебный отдел 363-64-43
Приемная декана 363-64-59, доб.6906
Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.1-3, 7-й подъезд