В комментарии для информационного агентства ТАСС директор Центра изучения Исламской Республики Иран, доцент кафедры этнополитологии СПбГУ Артем Андреев рассказал о развивитии дипломатических отношений Русского государства и Ирана с XVI века.
Отношения Русского государства и Ирана ведут историю с далекого XVI века. В веке XXI их важность сохранилась: уже в ближайшем будущем, по заявлению президента Ирана Масуда Пезешкиана, Тегеран надеется на подписание договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве с Москвой. 18 сентября Путин одобрил проект договора, а 4 октября посол Исламской Республики в России Казем Джалали заявил, что документ готов к подписанию. В преддверии этого события вспоминаем историю дружбы.
Тесные связи
Таинственное слово "Персия" знакомо каждому: сказки о шахах и джиннах, роскошные ковры, сады и бирюза — все эти образы известны нам с детства. Но мало кто знает, что загадочная восточная страна с давних пор была гораздо ближе России, чем мы привыкли думать. Московские великие князья Василий III и Иван IV проявляли интерес к Сефевидскому царству до середины XVI столетия. Документы свидетельствуют, что шахское посольство, прибывшее в русскую столицу в 1521 году, получило от московского князя пушки и доспехи. В XVII веке взаимоотношения русского царя Михаила Федоровича и иранского шаха Аббаса получили название «любительной дружбы». Подробности отношений государств хранят малоизвестные архивные документы, их изучением при поддержке Российского научного фонда с 2018 года занимается Центр изучения Исламской Республики Иран Санкт-Петербургского государственного университета.
«Когда мы решили изучать дипломатическое наследие российско-иранских отношений XVII века, мы еще не понимали, с каким огромным миром столкнемся. Можно сказать, что документы примерно с 1620-х по 1690-е годы практически никем не изучались. Самое-то главное, что связи были настолько тесные, что посольства постоянно циркулировали», — рассказал директор Центра изучения Исламской Республики Иран СПбГУ, кандидат исторических наук, доцент Артем Андреев.
Как только из Ирана выезжало к северным соседям одно посольство, к дороге уже готовилось следующее. Не уступала по количеству миссий и Россия. Причем все, что было связано с каждым из посольств, тщательно документировалось — в Российском государственном архиве древних актов находится полтысячи единиц хранения, каждая из которых насчитывает сотни страниц. Все эти записи — уникальный источник по международной истории.
Первый этап проекта ученых из исследовательского центра пришелся на изучение именно иранской дипломатии: грамоты, документы, челобитные, предоставляемые персидскими послами, и, конечно же, сами зафиксированные на бумаге переговоры с русскими дипломатами.
Взявшись за архивные документы, специалисты СПбГУ неожиданно для себя обнаружили исторические параллели — документы свидетельствуют, что восточный сосед не оставлял Россию без помощи в непростой ситуации и почти 400 лет назад. После Смутного времени и подписанного с Речью Посполитой Деулинского перемирия, согласно которому наша страна лишилась Смоленской, Стародубской и Черниговской земель, Россия нацелилась на возвращение утраченного, однако для этого было необходимо хорошо вооружить армию. Вот здесь-то руку помощи и протянул Иран.
«В 1640-е Российское царство готовилось к возвращению своих земель у Речи Посполитой, но для производства пороха нам не хватало селитры, и Иран в это время стал одним из главных ее поставщиков. Шах Аббас II издал указ не продавать селитру никому, кроме России», — пояснил Артем Андреев.
Два государства в те времена связывала активная и взаимовыгодная торговля по Каспийскому морю — отсюда большое количество посольств и торговых представительств. Показательно и то, что Россия и Иран брали на себя обязательства по содержанию и обеспечению безопасности дипломатических представителей. В грамотах Русского царства к иранскому правителю, сопровождавших посольские делегации, прямо содержалась ссылка на "любительную дружбу" между государями, отмечает ученый.
«Когда Михаил Федорович был возведен на престол в 1613 году, страна находилась в тяжелом положении поле Смуты, необходимы были средства. С этой целью к разным державам обратились с просьбой дать в долг. Единственный, кто согласился, — это шах Аббас I», — рассказывает ученый.
Уникальные источники
Когда в Иран отправлялись русские послы или представители торговых делегаций, в Посольском приказе для них готовились наказы, призванные помогать царским посланникам в переговорном процессе. Сами послы также вели записи, они получили название статейных списков. Эти документы являются уникальным источником истории Ирана, ведь в них подробно расписаны обычаи шахского двора, детально зафиксированы все происходившие в стране события. Бумаги очень интересны и иранской стороне, поскольку большая часть документов за этот период в стране безвозвратно утеряна.
Одним из таких источников по международной истории стали записи торгового представителя Анисима Грибова, попавшего в 1646 году в непростую ситуацию по пути в Среднюю Азию, куда его послали для продажи царских товаров. Доехать до Бухары ему так и не удалось — в это время между узбеками Мавераннахра, моголами (Империя Великих Моголов — государство, находившееся на территории современных Индии, Пакистана и Бангладеш) и казахскими племенами развернулась битва народов. Безучастным не смог остаться и иранский шах.
«Анисиму Грибову надо было как-то объяснить, почему он не добрался до Бухары. Он начал опрашивать относительно того, что происходит, всех, кого видит, — от купцов до простых жителей и путешественников. Все ответы фиксировал, и, таким образом, его статейный список стал уникальным источником по международной истории региона», — рассказал Артем Андреев.