Вы находитесь на новой версии сайта факультета политологии СПбГУ.

Политика исчезновения: кого и зачем «удаляли» с фотографий в сталинское время

Дата создания



Политика исчезновения: кого и зачем «удаляли» с фотографий в сталинское время

Об уничтожении лиц «врагов народа» на групповых фотографиях 30-х годов рассказал на традиционном семинаре по правам человека доцент СПбГУ, кандидат философских наук Денис Александрович Скопин.

 


На лекции ученый презентовал свою книгу «Политика исчезновения и фотография». Она посвящена изучению феномена, расположенного на стыке политической и эстетической проблематик, — практики уничтожения лиц «врагов народа», неугодных сталинской власти, с групповых фотографий в 30-е годы XX века в СССР. Автор затрагивает тему совместимости политики и визуальных образов, когда фотография становится вовлеченной в политическую жизнь общества и превращается в инструмент политического действия.

Групповое фото может носить как общий, так и личный характер. Денис Александрович разделяет групповые портреты, семейные фотографии, фотографии друзей и близких. Ему удалось поработать в международных архивах и даже получить доступ к частным фотоколлекциям.

«Присутствие людей вместе на общих фотографиях говорит о том, что они находятся в дружественных отношениях, у них есть нечто общее. Они разделяют одно и то же время и пространство, которые перестают быть "реальными" или "физическими", переходя в символическое измерение — измерение фотокамеры. Получается, что групповая фотография может являться неким "сертификатом дружбы". С момента появления на групповой фотографии индивид становится частью коллектива», — рассказал Денис Александрович.

По словам лектора, фотография, где «подозреваемый» появляется в присутствии «врага народа», становится доказательством причастности к его преступлениям. Факт совместного появления на фотографии, принадлежности к одному сообществу является достаточным основанием для преследования. Таким образом, чтобы обезопасить себя, «врагов народа» могли «удалять» с общих фотографий, это производилось разными способами: их закрашивали, ставили на них крест, вырезали или соскабливали.

Если политический режим запрещает изображение, то это означает, что оно обладает политической силой, несовместимой с господствующей властью. Вопрос, исследованием которого занимается Денис Скопин, является очень интересным и в какой-то степени пугающим. Он заставляет еще раз задуматься об этике и психологии отношений между близкими людьми.

Справка:

Денис Александрович Скопин — доцент СПбГУ, кандидат философских наук. Тема диссертации: «Политика исчезновения и фотография: к теории среды». Публиковался в журналах Appareils, «Вопросы философии», «Синий диван», «Философский журнал» и др. Член научно-исследовательской группы «Искусства, аппараты, тиражирование» при Доме гуманитарных наук Университета Париж-Север. Область научных интересов: современная эстетика, политическая философия, визуальные исследования.