Вы находитесь на новой версии сайта факультета политологии СПбГУ.

  • Главная
  • Наука
  • Грант РНФ 19-18-00210: Политическая онтология цифровизации

Грант РНФ 19-18-00210: Политическая онтология цифровизации

Основная научная проблема исследования состоит в неопределенности политико-институциональной природы цифровых технологий и выбора релевантных дизайнов их совместимости с государственным управлением, обеспечивающих управляемость публичной сферой в условиях современной технологической революции.

Политическая онтология цифровизации: исследование институциональных оснований цифровых форматов государственной управляемости

Актуальность проекта определяется необходимостью фундаментального научного исследования цифровизации публичной сферы, возникшей в условиях четвертой технологической революции. Концепции государственной управляемости в последние три десятилетия эволюционировали под влиянием новых информационно-коммуникационных технологий. ИКТ первого, второго и третьего поколений определили государственную управляемость с функциональной (электронные публичные услуги), организационной (электронное участие) и коммуникативной (мониторинговая демократия) позиций. Сетевая теория публичного управления сформировала радикальную концепцию «управление без правительства». Четвертое поколение ИКТ сформировало технологию распределенных баз данных (регистров) — блокчейн, основанную на идее непосредственных транзакций между пользователями распределенных сетей, почти без доверия и минуя третью сторону, включая государство. Цифровые технологии порождают не только надежды, но и вызовы, а их распространение и использование в публичном управлении связано с обоснованными рисками. В этом отношении актуальность проекта выражается в необходимости объединении научного знания с критическим мышлением, позволяющим определить пределы разумного использования цифровых технологий в интересах устойчивого и динамичного развития, а также сформулировать необходимые алгоритмы противостояния нерелевантному их использованию в публичной сфере.

Основная научная проблема проекта состоит в исследовании политических и технологических вызовов государственной управляемости, которые возникают при использовании цифровых платформ, подрывающих потребность в иерархическом государственном контроле и идентификации.

Основная научная цель проекта состоит в стремлении снизить уровень неопределенности в понимании онтологии цифровизации и в способности цифровых технологий обеспечить эффективное функционирование государства и его управляемость. Конкретная научная задача проекта состоит в поиске, критической оценке и обосновании новых комплексных форматов и алгоритмов государственной управляемости, которые возникают при использовании цифровых платформ, и исследовании политических и технологических возможностей и вызовов государственному (публичному) управлению в условиях разворачивающейся четвертой технологической революции.

Методологической основой исследования выступает концепция сложного мышления, предполагающая выбор синтезированной методологической платформы, включающей в себя концепцию сложных систем, логику нечетких множеств, сетевой анализ и социальную когнитивистику. Проект является междисциплинарным и реализуется специалистами в области прикладной информатики, философской когнитивистики, политологии и социологии.

Научным результатом планируется обоснование институционально-процессуальной онтологии цифровизации и описание принципа цифровой государственной управляемости, основанной на распределенных сетях координации, а также разработку ее комплексных дизайнов и алгоритмов. Эмпирическая часть проекта предполагает сравнительное исследование цифровизации публичного управления и контент-анализ цифрового публичного мышления/знания. Результаты исследования сопоставимы с современными мировыми подходами к описанию цифровизации, однако обладают первенством в разработке онтологических основ цифровизации публичного управления. Они закрывают «белые пятна» в институционально-процессуальном изучении цифровизации публичного управления, результаты связаны с новаторскими разработками цифровой государственной управляемости, публичного распределенного знания и реификации социально-политического в техно-социальных системах публичного взаимодействия. Научные результаты способствуют развитию государственной управляемости в условиях угроз, создаваемых неправомерным использованием цифровизации. Концептуальные выводы, модели и алгоритмы проекта способствуют формированию программ и дорожных карт цифровизации государственного управления на основе техно-социогуманитарного подхода с акцентом на институционально-процессуальной природе технологий, что повышает не только обоснованность соответствующих документов, но и их эффективность при имплементации в реальную систему публичного управления. Они создают основу для оценочного мониторинга эффективности и действенности цифровых технологий в публичном управлении.

2 июля 2020 Британское правительство разместило в Инстаграм специальный сайт для молодежи Involved. На первой странице сайта написано: «Пришло время говорить будущему. Консультационный инструмент правительства Великобритании для молодежи, разработанный молодыми людьми. Управляется Британским молодежным советом».


23 июня 2020 опубликован перечень 500 наиболее быстрых компьютеров в мире: The 10 fastest supercomputers are led by one 2.8x faster than the rest.


8 апреля 2020 на официальном интернет-портале правовой информации опубликовано Постановление Правительства РФ «О внесении изменений в государственную программу РФ „Информационное общество“».


25 марта 2020 состоится Форум BIG DATA 2020 — центральное событие года по теме больших данных и интеллектуальной аналитики.


20 февраля 2020

17 февраля опубликован доклад CISCO о развитии Интернета до 2023: Cisco Annual Internet Report (2018–2023).

Cisco: к 2023 году межмашинные коммуникации составят 50%, или около 14,7 млрд. всех сетевых подключений, по сравнению с 33% (6,1 млрд.) в 2018 году и 3,1 процента в 2017 году.

Почти треть населения мира будет иметь доступ к Интернету к 2023 году. К 2023 году общее число пользователей интернета составит 5,3 миллиарда человек (66 процентов населения мира), по сравнению с 3,9 миллиарда человек (51 процент населения мира) в 2018 году.


20 февраля 2020 Fintech investment in Singapore more than doubled in 2019: Accenture.


18 февраля 2020 Минкомсвязь предложила регулировать big data.


17 февраля 2020 India to develop blockchain voting system.


17 февраля 2020 Опубликованы правила централизованного управления сетью связи общего пользования.


17 февраля 2020 Портал обращений граждан «Вам решать» запущен в Нижегородской области.


17 февраля 2020

Центробанк одобрил блокчейн-проект «Норникеля».

В Центробанке одобрили цифровую платформу «Норникеля» по выпуску и обращению токенов, обеспеченных биржевыми металлами. Но для того, чтобы она заработала, в России должны легализовать криптоактивы.


OECD Conference on Governance Innovation, 13–14 January 2020.

13–14 января 2020 в Париже пройдет Всемирная конференция ОЭСР по управленческим инновациям Towards Agile Regulatory Frameworks in the Fourth Industrial Revolution.


1 ноября 2019 вступил в действие Федеральный закон № 90-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», известный как закон о «суверенном интернете».


Smart Public Service?


The 24th Annual IRSPM 2020 Conference to be held on 22–24 April in Tampere, Finland, and organized by the Faculty of Management and Business at Tampere University. Deadline for paper-proposals — November 8, 2019.


Gartner перечислила десятку стратегических технологий 2020 года.

1 июля 2020 состоялся очередной семинар по гранту РНФ. Тема: Методологические вопросы исследования дизайнов цифровизации публичного управления. Докладчик — Сморгунов Л.В.

01 06 2020


29 мая 2020 состоялся семинар по гранту РНФ. Тема: Институционализация внедрения цифровых технологий в публичное управление Германии. Докладчик — Волкова А.В.

29 05 2020


22 апреля 2020 состоялся очередной онлайн-семинар по гранту РНФ. Обсуждалась тема «Дизайны и институты цифровизации публичного управления». С докладами выступали К. А. Неверов, Л. В. Томин и Е. А. Тропинова. Состоялся обмен идеями.

22 04 2020


19 декабря 2019 состоялся очередной семинар по гранту 19-18-00210. Обсукждались итоги исследований по гранту в 2019 г., план работы на 2020 г., а также доклад К. С. Кондратенко «Цифровизация как преодоление неопределенности: теоретические аспекты и технологический прогноз».

19 02 2019


6 декабря 2019 на Всероссийской конференции РАПН 2019 г. «Политические траектории развития Россиии: институты, акторы, проекты» (Москва, МПГУ) состоялась презентация исследования по гранту РНФ на ряде заседаний секций и на специальном круглом столе «Цифровое публичное управление и гражданское участие». В представлении результатов приняли участие участники гранта: Сморгунов Л.В., Волкова А.В., Кондратенко К.С., Неверов К.А., Васьков И.А., Каплуненко А.М.

06 12 2019


28 ноября 2019 состоялся семинар по гранту РНФ. Обсуждался доклад доц. Рассказова С.В. «Принцип симметрии и его использование в социальных исследованиях» и выступление доц. Кондратенко К.С. «Стандарты внедрения информационных технологий». Рассматривались вопросы работы по гранту.

28 11 2019


22 октября 2019 состоялся очередной семинар по гранту РНФ. Обсуждался доклад доц. Е. А. Тропиновой «Сетевые дизайны цифрового публичного управления: единство стратегий и вызовов управляемости». Рассматривались вопросы дальнейшей работы по гранту.

22 10 2019


30 05 201930 мая 2019 состоялся очередной семинар по гранту РНФ. Обсуждался доклад проф. Шиповаловой Л.В. «Распределенное познание в цифровой культуре». Рассматривались вопросы работы по гранту.

 

 


25 04 201925 апреля 2019 состоялся первый семинар по гранту РНФ. Обсуждался доклад доц. Кондратенко К.С. «Методологический потенциал концепта сложного мышления для анализа цифровизации». Рассматривались вопросы организации работы по гранту.

Краткий отчет о результатах исследования по гранту РНФ 19-18-00210 «Политическая онтология цифровизации: исследование институциональных оснований цифровых форматов государственной управляемости» за 2019 г.

  1. Осуществлен анализ имеющихся стратегий исследования цифровизации публичного управления в российских и зарубежных работах.

    Изучены следующие основные подходы: 1) технократический; 2) датафикационный; 3) основанный на теории изменений; 4) рыночный; 5) трансформационный; 6) институциональный; 7) сетевой; 8) управленческой ментальности; 9) качественного управления; 10) нового реализма. На этой основе разработана концептуальная модель интегрированной техно-социогуманитарной стратегии исследования цифровизации, в основе которой лежит концепт цифрового распределенного познания.

    Установлено, что сложное мышление цифрового порядка основывается на множестве траекторий рассмотрения объекта, имеет матричную и сетевую структуру, является открытым и прозрачным, ориентируется на суждения, а не понятия, базируется на открытых алгоритмах, характеризуется инновационностью и подвижностью. Поскольку в исследованиях цифровизации публичной сферы в проекте акцент делается на процессуальной онтологии цифровизации, был смещен акцент анализа с распределенного знания (distributed knowledge) на распределенное познание (distributed cognition). В рамках анализа концепта распределенного познания были обнаружены те его характеристики, которые являются конструктивными при изучении процессов управления и управляемости: во-первых, принципиальная децентрализация; во-вторых, возможность неиерархических общественных коммуникаций. В контексте задачи изучения цифрового публичного сознания было определено концептуальное различие цифрового познания и цифрового мышления. Ключевым проблемным моментом для этих концептов является формирование условий перехода от пассивного к активному участию в управлении, то есть условий перехода от цифрового познания к цифровому мышлению. Выявлен трансформационный потенциал цифровизации и цифровых технологий, позволяющий осуществлять не просто инструментальные изменения в системе публичного управления, нацеленные на эффективность и качество услуг и взаимодействий, а радикальные трансформации, приводящие к формированию в публичном управлении институционально-технологических ассамбляжей.

  2. Проведен пилотажный «case-study» анализ институциональной трансформации публичного управления в ряде стран в процессе цифровизации. Изучались документы и стандарты внедрения цифровых технологий в публичное управление в ряде развитых стран (Великобритания, Скандинавские страны) и стран с развивающейся экономикой (Россия, Индия, Сингапур, Латинская Америка).

    На этой основе:

    1. Осуществлено описание политической институционально-процессуальной природы цифровых технологий в контексте их применения в публичном пространстве. Исследована взаимосвязь управленческих цифровых технологий и цифрового института. Выявлены основные подходы к институциональной инструментализации цифровизации: 1) Институционально независимый подход. 2) Институты как инструменты. 3) Политика выбора инструмента. Проведен анализ направлений формализации управленческих цифровых технологий. Формализация политико-институциональной природы управленческих цифровых технологий выполнена по следующим направлениям: 1) Использование существующих математических моделей политического института; 2) Рассмотрены примеры формализации и перспективные направления исследований: социологический анализ влияния сквозных информационных технологий на цифровую трансформацию управления организацией; формализация цифровых управленческих технологий на основе их связи с потребностями и ценностями населения; формализация цифровой трансформации политического института или цифровой управленческой технологии на основе теории симметрии.

    2. Описаны сетевые дизайны цифрового публичного управления как единства стратегий и вызовов управляемости.

      Доказано положительное воздействие конкурентно-кооперативной стратегии на основе блокчейн на эффективность управляемости. Выявлено, что использование конкурентно-кооперативной стратегии, подкрепленной технически блокчейн, в политическом управлении позволяет снизить ряд издержек (таких как транзакционные и временные) и снизить влияние человеческого фактора.

    3. Разработана интеграционная модель контроля снизу (sousveillance) и контроля сверху (surveillance) в ходе цифровизации публичного пространства.

      Проведен сравнительный анализ основных этапов эволюции бизнес- и государственных электронных платформ и сделан вывод об адаптации принципов платформенной организации экономики совместного пользования (sharing economy) в развитии концепта цифрового государства. Государственная управляемость при этом становится эффектом сетевизации публичного управления и выступает в модусе партисипаторной управляемости. Контроль сверху и контроль снизу порождает возможность большей управляемости при условии развития правовой регуляции использования цифровых технологий контроля. Определено, что цифровизация публичного управления предполагает приобретение (empowerment and reinforcement) гражданами реальных прав, мотивации и компетенций самостоятельного управления своими отношениями с государством и возможностями реконструировать процессы и архитектуру цифрового государства. В развитие тезиса об ограниченности «монополизации выбора» гражданами цифровых форматов взаимодействия с государством проанализированы существующие способы рекрутирования (привлечения) пользователей государственных платформ, которые заключаются в доминировании консьюмеристких установок (высокое качество государственных услуг, сервисное государство, «мобильность» и респонсивность в реагировании на запросы граждан).

  3. Изучались теоретические модели, описывающие особенности стратегий акторов в условиях неопределенности. Был проведен подробный анализ такой особенности поведения акторов на публичном поле, как неопределенность. В рамках исследования было показано, что выбор стратегии поведения акторов зависит от типа неопределенности, или от уровня неопределенности. Было выделено четыре типа воспринимаемой неопределенности, а именно: информационная (энтропия), системная (вероятность), психологическая (риск) и экзистенциальная (ценность), — и проведен анализ каждой из них. В этом отношении описаны особенности и модели стратегий акторов на цифровых публичных полях в системе нового институционально-процессуального состава правил взаимодействия. Определено общее основание развития мегатренда цифровизации и поведения акторов в цифровом публичном поле — снятие, или преодоление неопределенности посредством ее включения в цифровые алгоритмы управления и формирования на этой основе принципиально новой открытой системы публичной управляемости.

  4. Осуществлялся сравнительный анализ цифровых трендов в публичном управлении, трансформации концептуальной платформы реформирования и оценок вызовов публичной управляемости. В результате аналитической работы обоснованы базовые элементы политико-институциональной природы цифровой управляемости.

    Выявлено, что политико-институциональная природа цифровой управляемости выступает в двух формах: институциональные основания алгоритмов процедурной справедливости государственного регулирования и институциональные условия гражданского вовлечения в процессы публичного управления. Институциональные основания алгоритмов процедурной справедливости государственного регулирования выражаются в правилах консенсуса, основанных на равенстве, реципрокности, доверии, честности, ответственности. Для обоснования политической институционально-процессуальной природы цифровых технологий в контексте их применения в публичном пространстве выявлены институциональные феномены гражданской науки и «цифровой бдительности».

    Разработаны программы эмпирических исследований на 2020 г. по темам: (1) Сравнительное исследование моделей публичного управления на основе цифровизации; (2) Исследование цифрового публичного мышления/знания с использованием контент-анализа.

    На странице официального сайта факультета политологии Санкт-Петербургского государственного университета размещен раздел, посвященный гранту РНФ 19-18-00210 «Политическая онтология цифровизации: исследование институциональных оснований цифровых форматов государственной управляемости».

    На сайте размещен информационный бюллетень гранта РНФ «Политическая онтология цифровизации: исследование институциональных оснований цифровых форматов государственной управляемости» № 1(21) (http://politology.spbu.ru/nauka/rnf/publications/Цифровое%20управление№ 1(21).pdf).

    Участники проекта РНФ в 2019 г. представили презентации результатов на 18 всероссийских и международных конференциях, в том числе на 5 международных зарубежных конференциях (Германия, Катар, Польша, Португалия, Чехия) и 13 конференциях в России (Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Ростов-на-Дону, Судак).

    В 2019 г. по результатам исследования были опубликованы 30 материалов, из них 5 статей, индексированных в WoS/Scopus (одна из них сдана и принята в журнал первого квартиля), 11 статей — в журналах, индексированных РИНЦ, 3 статьи — в коллективных монографиях и сборниках, индексированных РИНЦ.

2019

  1. Демократия и управление: Цифровое управление. - 2019. № 1 (21). - 65 с.
  2. Smorgunov Leonid V., Neverov Kirill A. and Kondratenko Konstantin S.. Evolution of the Concept of Governability in the Context of Dizitalization // Proceedings of the International Conference ICT, Society and Human Beings 2019, Smart Cities 2019 and Web Based Communities and Social Media 2019. Porto, Portugal July 17 - 19, 2019. Porto: IADIS Press, 2019, p. 281-285 (Scopus). 
  3. Сморгунов Л. В. Институционализация управляемости и проблема контроля в пространстве цифровых коммуникаций. — Южно-российский журнал социальных наук. 2019. Т. 20. № 3. С. 62-75 (РИНЦ).
  4. Сморгунов Л.В. Партисипаторная управляемость и цифровизация // Управление развитием крупномасштабных систем (MLSD’2019) [Электронный ресурс]: материалы Двенадцатой междунар. конфер, 1–3 окт. 2019 г., Москва / под общ. ред. С.Н. Васильева, А.Д. Цвиркуна ; Ин-т проблем упр. им. В.А. Трапезникова Рос. акад. наук . –  М.: ИПУ РАН, 2019, с. 1270-1273.
  5. Балаян А., Томин Л. Социально-политические эффекты цифровизации: к дискуссии о проектах «умных городов». - Публичная политика. 2019. № 1. С. 181-191 (РИНЦ).
  6. Волкова А.В. Потенциал «гражданской науки» в общественно-политическом развитии. - Социально-политические исследования. 2019. № 1. С. 41-50 (РИНЦ).
  7. Волкова А.В. Цифровая бдительность: этика сетевой коммуникации и пределы гражданского контроля. - Евразийская интеграция: Экономика, право, политика. 2019. № 3. С. 59-64.
  8. Томин Л.В., Балаян А.А. Цифровой паноптикум. Как автократии используют технологическую инфраструктуру? - Евразийсская интеграция: Экономика, право, политика. 2019. № 3. С. 77-82. 
  9. Кондратенко К.С. Методика оценки удовлетворенности пользователей сайтов судов общей юрисдикции (на примере сайта Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга) - Государство и граждане в электронной среде. Вып. 3. Труды XXII Международной объединенной научной конференции "Интеренет и современное общество", IMS-2019, Санкт-Петербург, 19-22 июня 2019 г. СПб.: Университет ИТМО, 2019, с. 49-66.
  10. Шиповалова Л.В. Распределенное познание и его границы в контексте публичной научной коммуникации. - Социология науки и технологий. 2019. Т. 10. № 3. - С. 56-71.
  11. Неверов К.А. Применение конкурентно-кооперативной стратегии на основе технологии блокчейн для повышения эффективности управляемости. - Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2019. № 2. - С. 33-40. 
  12. Демократия и управление.  Стандарты цифрового обслуживания. 2020. 1 (22) - 62 с. 
  13. Сморгунов Л.В. Онтологические повороты в современной политической науке: в поисках адекватности политике // Социальные и гуманитарные знания. 2020. Том. 6. № 2. С. 122-133. 
  14. Шиповалова Л.В. Проблема доверияв цифровой культуре. - Studia Culturae. 2019. Вып. 3 (41). С. 250-261. 

2020

  1. Волкова А. В. Гражданская наука: вызовы и уроки // Наука как общественное благо: сборник научных статей. М.: Русское общество истории и философии науки, 2020. С. 19–23;
  2. Волкова А. В. Особенности институциональных дизайнов внедрения цифрового публичного управления (на примере Германии и Эстонии) // Политика развития в условиях цифровизации общества: материалы всероссийской научной конференции с международным участием. Краснодар: Вика-Принт , 2020. С. 45–52;
  3. Волкова А. В. Сетевая гражданская активность: вызовы цифровизации // Герценовские чтения — 2019: Актуальные вопросы политического знания. Сборник материалов научно-практической конференции. СПб.: РГПУ им.  А. И. Герцена , 2020. С. 18–24;
  4. Волкова А. В. Этические аспекты внедрения цифровых технологий и конфликты «умного регулирования»: опыт Германии и Эстонии // Конфликтология. 2020. Т. 15, № 3. С. 12–27;
  5. Волкова А.В Этические основания институциональных дизайнов внедрения цифрового публичного управления: опыт Германии // Материалы международной конференции «Теоретическая и прикладная этика: традиции и перспективы — 2020. Философия. Этика. Практика». СПб.: Сборка, 2020. С. 137–138;
  6. Волкова А.В, Кулакова Т. А. Гражданско-политические элементы дизайнов внедрения цифрового публичного управления: опыт Германии // Материалы Ежегодной всероссийской научной конференции с международным участием РАПН’2020 «Политическое представительство и публичная власть: трансформационные вызовы и перспективы». М.: Изд-во МПГУ, 2020. С. 129–130;
  7. Каплуненко А. М. Проблемы адаптации моделей публичного управления к процессам развития цифровой экономики в странах европейского союза: опыт правового регулирования в Швеции и Франции // Социальные институты в цифровой среде. Сборник трудов второй международной научно-практической конференции «SOCIAL SCIENCE (Общественные науки)». Ростов-на-Дону : ЮРИУ РАНХиГС, 2020. С. 688–702;
  8. Кондратенко К. С. Институциональные стратегии внедрения цифровых ресурсов обратной связи с населением в регионах России // Государство и граждане в электронной среде. Выпуск 4 (Труды XXIII Международной объединенной научной конференции «Интернет и современное общество», IMS-2020 , Санкт-Петербург , 17–20 июня 2020 г. СПб.: Университет ИТМО, 2020.С. 46–58;
  9. Кондратенко К. С. Стратегии внедрения цифровых каналов участия в регионах РФ: институциональный аспект // Материалы Ежегодной всероссийской научной конференции с международным участием РАПН’2020 «Политическое представительство и публичная власть: трансформационные вызовы и перспективы». М.: Изд. МПГУ, 2020. С. 261–262;
  10. Кондратенко К. С. Управление как снятие неопределенности: когнитивные аспекты цифровизации // Наука как общественное благо: сборник научных статей. Т. 3. М.: «Русское общество истории и философии науки», 2020. С. 44–48;
  11. Кондратенко К. С. Цифровизация как преодоление неопределенности: теоретические аспекты и технологический прогноз // Философская аналитика цифровой эпохи: сб. науч. статей /  отв. ред. Л.В.Шиповалова, С.И.Дудник. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2020. — С. 185-198
  12. Neverov K. A. Virtualized Development: On the Efficiency of Digital Governance in Latin America // Proceedings of the 18th International Conference e-Society 2020. Virtual Conference, 2–4 April, 2020. Kommers, P., Bontchev, B. & Isaías, P. (eds.). IADIS Press, p. 67–73;
  13. Неверов К. А. Проблема институционализации обеспечения интероперабельности цифровизации публичного управления в федерациях // Материалы Ежегодной всероссийской научной конференции с международным участием РАПН’2020 «Политическое представительство и публичная власть: трансформационные вызовы и перспективы». М.: Изд. МПГУ, 2020. С. 363–364;
  14. Рассказов С.В., Изюмова А.С., Рассказова А. Н. Социологический взгляд на участие граждан в системе электронного голосования с блокчейн // Труды Тринадцатой Международной конференции «Управление развитием крупномасштабных систем (MLSD’2020)», 28—30 сентября 2020 г. Москва: ИПУ РАН, 2020. С. 1950–1960;
  15. Рассказов С.В., Сморгунов Л.В., Лукьянченко В.С. «Цифровые» качества в ценностной сети: следствия для цифровых форматов государственной управляемости // Цифровое общество — новый формат социальной реальности: структуры, процессы и тенденции развития: материалы Всероссийской научной конференции XIV Ковалевские чтения, 12—14 ноября 2020 года. СПб.: Скифия-принт , 2020. С. 281–282;
  16. Smorgunov L. v. Digital Platforms, Affordance, and Public Governability. 2020. Proceedeings of the International Conferences. ICT 2020, Society and Human Being 2020. Connected Smart Cities 2020. Web Based Comminities and Social Media 2020. Ed. by B. Kommers, G. C. Peng . IADIS, 2020, p. 219–224;
  17. Сморгунов Л. В. Институты доступности цифровых платформ и государственная управляемость // Южно-российский журнал социальных наук. 2020. Т. 21, № 3. С. 6–19;
  18. Сморгунов Л. В. Онтологические повороты в современной политической науке: в поисках адекватности политике // Социальные и гуманитарные знания. 2020. Т. 6, № 2. С. 122–133;
  19. Сморгунов Л.В., Рассказов С.В., Лукьянченко В. С. Ценностно-нормативные основания цифровых форматов государственной управляемости // Устойчивое развитие цифровой экономики, промышленности и инновационных систем: сборник трудов научно-практической конференции с зарубежным участием, 20–21 ноября 2020 г. / под ред. д-ра экон. наук, проф. А. В. Бабкина . СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС , 2020. С. 236–239;
  20. Томин Л.В., Балаян А.А. «Цифровизация сверху» как стратегия стабилизации и воспроизводства автократий // Материалы Ежегодной всероссийской научной конференции с международным участием РАПН’2020 «Политическое представительство и публичная власть: трансформационные вызовы и перспективы». М.: Изд. МПГУ, 2020. С. 70–71;
  21. Tomin L. V. , Balayan А. А. The Transformation of the Advertising Industry in the Age of «Platform Capitalism» // Proceedings of 2020 IEEE Communication Strategies in Digital Society Seminar (ComSDS), St. Petersburg, Russia, 2020. P. 133–136;
  22. Томин Л.В., Балаян А. А. Монополизация медиарынка как вызов демократической управляемости. Цифровая трансформация печатных СМИ и политики госрегулирования (на примере США) // Информационное общество. 2020. № 5. С. 80–88;
  23. Тропинова Е. А. Приоритеты институционального дизайна внедрения цифрового публичного управления в регионах // Материалы Ежегодной всероссийской научной конференции с международным участием РАПН’2020 «Политическое представительство и публичная власть: трансформационные вызовы и перспективы». М.: Изд. МПГУ, 2020. С. 527–529;
  24. Шиповалова Л. В. Агентность или активность? Цифровые технологии управления как посредники гражданского участия // Сборник материалов Второй международной научно-практической конференции «Social Science» «Социальные институты в цифровой среде». С. 514–519;
  25. Шиповалова Л. В. Власть, общество, эксперты — трансформация связей в эпоху цифровых технологий // Государство и граждане в электронной среде. Вып. 4 Труды XXII I Международной объединенной научной конференции «Интернет и современное общество», IMS-2020 , Санкт-Петербург , 17—20 июня 2020 г. Сборник научных трудов. СПб: Университет ИТМО, 2020. С. 11–19;
  26. Шиповалова Л.В. О возможности свободы науки от политики // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2020. № 57. С. 128–140.