Вы находитесь на новой версии сайта факультета политологии СПбГУ.

Директор Института Европы РАН А.А. Громыко о Brexit

Дата создания

Директор Института Европы РАН А.А. Громыко о Brexit (интервью на конференции «Исследовательская повестка отношений России и Европейского Союза» в СПбГУ)

Какие последствия выхода Великобритании из Евросоюза могут наступить для ЕС в целом и для самой Великобритании?

Последствия возможного выхода Великобритании из Евросоюза, безусловно, окажут огромное влияние на состояние этой организации в ближайшие месяцы и годы. Почему я говорю «возможного выхода», потому что это беспрецедентная ситуация и за исключением того, что написано достаточно размыто в 50 статье Лиссабонского договора, о том как страна–член ЕС выходит из организации, конечно, никакой детальной процедуры нет. Мы знаем только то, что эти переговоры должны идти до двух лет, и они могут идти намного дольше, чем два года, если так решат все страны-члены Евросоюза. Но ясно, что любая нестабильность ведёт к отрицательным эффектам. Я думаю, что в ближайшее время мы увидим замедление темпов экономического роста Великобритании, рост безработицы. Ряд крупных транснациональных компаний, банков уже заявили о том, что переносят свои штаб-квартиры из Лондона и Великобритании в целом в другие страны.

Не приведут ли результаты референдума Великобритании к некому эффекту домино?

Здесь есть два сценария, причём они прямо противоположные. Я думаю, что как всегда будет нечто среднее. Первый сценарий, что другие страны Евросоюза консолидируются ещё больше перед лицом угрозы дезинтеграции Евросоюза. Ясно, что гранды Евросоюза  такие, как Франция, как Германии, Италия, безусловно, сейчас будут делать всё, чтобы не дать панике разрастаться. Есть и второй вариант: на волне британского евроскептицизма активизируются другие евроскептические движения в Евросоюзе. Мы уже знаем, что Вилдерс, лидер евроскептиков в Нидерландах, призвал к тому, чтобы рассмотреть вопрос о проведении референдума в Нидерландах. Марин Ле Пен уже заявила, что она приветствует исход этого референдума и двигаться надо в этом же направлении. Я думаю, что в Италии Лига Севера и Сальвини обязательно будут играть на этом поле. В отличие от Великобритании в Евросоюзе пока нет ни одной страны, где у власти стояла партия, которая бы ставила вопрос о выходе своей страны из Евросоюза или хотя бы вопрос о том, что нужно провести референдум. Поэтому я не думаю, что некий эффект домино в обозримом будущем может быть, но, безусловно, евроскептические настроения могут вырасти ещё больше.

Отношения России с Евросоюзом и с Великобританией после референдума?

Великобритания как минимум два года, то есть пока будут идти переговоры о её выходе, остаётся полноправным членом практически всех механизмов управления в Евросоюзе. Британию теперь не будут пускать только на те встречи, на которых будут обсуждаться условия выхода Великобритании из ЕС. Но понятно, что психологически и подспудно влияние Британии сейчас в руководящих структурах ЕС будет опережать развитие событий, и британцы ясно сейчас будут тратить львиную долю своей энергии на то, чтобы заниматься вопросом о Брексите, а не о том, чтобы в Евросоюзе продвигать какие-то идеи или проекты. Я боюсь, что в Британии внешняя политика не изменится, по крайней мере, в своей антирусской составляющей, а может быть, станет ещё жёстче. Я думаю, что здесь может сработать такой эффект проблем во внутренней политике, когда страна  поглощена внутренними проблемами и то ли начинает проявлять апатию к политике внешней, то ли, наоборот, становится более агрессивной во внешней политике. Кроме того, Великобритания вне Евросоюза ещё больше будет в объятиях старшего брата Соединенных Штатов. Если в США выборы не принесут какого-то ослабления конфликтности в отношениях Москвы и Вашингтона, то Лондон здесь также встроится  в этот ещё  более жёсткий тренд.