Вы находитесь на новой версии сайта факультета политологии СПбГУ.

Почему до сих пор не оформлены права СПбГУ на объекты недвижимости?

Дата создания

В Университете (на 1 января 2016 года) 414 объектов недвижимости (67 земельных участков и 347 зданий). Но 47 объектов недвижимости (11 земельных участков и 35 зданий, помещений, сооружений) еще находятся в процессе оформления. Кто виноват в том, что этот процесс затянулся на долгие годы? Почему для этого требуются миллионные финансовые затраты?

Представьте такую ситуацию: человек получил в наследство несколько зданий с земельными участками. Но, как вскоре выяснилось, права на большую часть этих объектов недвижимости не оформлены (или оформлены неправильно). В результате эти здания и участки у него вроде бы есть, но он не может ими ни пользоваться, ни распоряжаться!

В 2008 году, когда на конференции научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся Университета 274 голосами (83 % от числа делегатов конференции) ректором был избран Н. М. Кропачев, ситуация была еще более странной. Тогда в СПбГУ никто (!) толком не знал, сколько именно в Университете объектов недвижимости (сколько земельных участков и сколько зданий). В течение одного месяца универсанты могли услышать из уст руководителей Университета слова и о «более чем 600 университетских зданиях», и о «примерно 500 зданиях», а то и о «400 зданиях Университета»! И все это неудивительно, ведь какого-либо управленческого учета, в том числе объектов недвижимости, в Университете попросту не существовало. Например, по данным ПФУ, бухгалтерии и управления кадров в Университете в то время работали соответственно: 11 тыс. сотрудников, 15 тыс. и 16 тыс. Данные всех этих служб, а еще и аппарата Ученого совета СПбГУ о количестве кафедр в Университете существенно расходились.

Общее количество студентов и число студентов по каждой отдельной образовательной программе руководство Университета знало только примерно (см. Ректор СПбГУ открыто рассказал о доходах, Деловой Петербург, 29.04.2011; Николай Кропачев: Через несколько лет мы сможем номинироваться на Нобелевскую премию, Балтинфо, 01.12.2011; Материалы ректорского совещания от 11.04.2011г., п. 6; Материалы ректорского совещания от 17.10.2011г., п. 3). В общем, университетский корабль, распавшись на части, плыл куда-то и как-то, и каждая часть — сама по себе…

Всё это имело место, когда, в соответствии с требованиями действующего в те годы законодательства, работу по оформлению всего недвижимого имущества руководство Университета должно было завершить еще в конце прошлого века. В 1998 году группа деканов спецфакультетов (И. П. Бойко, Н. М. Кропачев и Ю. Т. Ковалев) провела анализ состояния недвижимого имущества и представила ректору настоятельные предложения «срочно навести порядок в этом вопросе». В служебной записке на имя ректора приводились конкретные факты ежегодного уменьшения общего числа зданий и земельных участков СПбГУ.

После этой служебной записки началась хоть какая-то работа по оформлению объектов университетского имущества. С 2000 по 2008 год соответствующие службы Университета в среднем оформляли по 10–20 объектов недвижимого имущества в год, однако при этом значительная часть оформлялась неправильно, с множеством ошибок. И к 1 января 2008 года были зарегистрированы права только на 138 объектов недвижимого имущества, что составляло 38 % от общего количества объектов недвижимости. При этом 95 из 138 объектов (т. е. почти 75 % оформленных объектов) были оформлены неправильно (см. Материалы ректорского совещания от 07.10.2013, п. 4).

Такими темпами лет через тридцать-сорок положительный результат и наступил бы. «А для того чтобы создать нормальные условия для жизни Университета, надо было действовать намного быстрее, ведь без надлежащего оформления прав Университет не может ремонтировать здания и помещения, производить в них реконструкцию, не может продолжать ранее начавшееся строительство, не может расходовать деньги на любые работы и получать финансовые средства из федерального бюджета на содержание и ремонт этих объектов», — объяснил проректор по экономическому развитию М. Н. Кудилинский.

Читать далее…