Вы находитесь на новой версии сайта факультета политологии СПбГУ.

В СПбГУ обсуждали, как «зеленые» финансы помогают «зеленой « экономике

Дата создания

Что такое «зелёные финансы», и как они помогают странам Большой двадцатки поддерживать устойчивый рост, обсуждали  на II международном научно-исследовательском семинаре «Economic Performance, Environmental Innovations, Climate and Energy Policy» («Экономические показатели, экологические инновации, климатическая и энергетическая политика»), который состоялся 30 сентября в Санкт-Петербургском государственном университете.

Участники семинара, организованного лабораторией «Эффективность экономики и окружающая среда» СПбГУ, обсудили актуальные проблемы взаимодействия природы и экономики. Модератором мероприятия выступил научный руководитель лаборатории, профессор Оксфордского университета, экс-министр сферы образования, культуры и науки Нидерландов, доктор экономических наук Фредерик ван дер Плоег.  

«Россия сейчас находится на важной стадии экономического развития, как впрочем, и все  богатые ресурсами страны, она  учится жить с низкими ценами на нефть и газ. Показатель выбросов парниковых газов в России в год в среднем составляет 3,5 миллиарда тонн. Глобальное изменение климата - реальный фактор, который уже оказывает колоссальное воздействие на человечество. Мы надеемся, что этот научный семинар, который стал междисциплинарным для экономистов и  политологов СПбГУ, станет хорошей традицией и привлечет в дальнейшем новых участников других научных направлений», - сказал в приветственном слове участникам семинара профессор ван дер Плоег.

Главными темами встречи стали «зеленая экономика», «зеленые финансы», и Парижское соглашение 2015 года.

«Зеленую» экономику можно определить как возобновляемые источники энергии, энергосберегающие  технологии, чистый транспорт. А «зеленые» финансы являются как раз тем звеном, которое позволяет реально осуществить переход к «зеленой» экономике.

Профессор Школы Экономики Дели Парта Сен в своем докладе сфокусировался на развивающихся и бедных  странах, которые нуждаются в международных финансовых потоках для борьбы с загрязнениями окружающей среды. «Никто не ставит вопрос пред Индией и Китаем, почему они используют  такие «грязные» технологии. Например, в Индии в центре города построена атомная электростанция, рядом с которой невозможно не то, что жить, но и дышать. Если «зеленые» технологии не будут претворены в жизнь,  мы не достигнем улучшения экологии и продолжительности  жизни», - резюмировал Парта Сен.

Главная цель Парижского соглашения, принятого в декабре 2015 года, - добиться снижения выбросов парниковых газов и препятствовать глобальному потеплению на планете. В частности, удержать "прирост глобальной средней температуры к концу XXI века в пределах "намного ниже" 2 C" по отношению к средней температуре доиндустриальной эпохи, а также приложить все усилия, чтобы ограничить рост температуры на уровне 1,5 C. Соглашение должно прийти на смену Киотскому протоколу после 2020 года. Условием для его вступления в силу является ратификация 55 странами, на которые приходится по крайней мере 55 % от общего объема глобальных выбросов парниковых газов. 

Профессор Ван дер Плоег  в своем докладе подчеркнул, что власти как экономически развитых, так и развивающихся стран в большинстве своем публично демонстрируют поддержку борьбе с выбросами парниковых газов, но в процессе принятия решений зачастую ставят национальные экономические интересы выше своих международных природоохранных обязательств.

Проблема улучшения  экологии  – долгосрочна в своей перспективе. «Я не могу обязать правительства заботиться о будущем.  Весь парадокс в том, что сегодняшнее поколение перекладывает свою ответственность на следующее, думая: вряд ли  мы успеем сегодня, следующее правительство позаботится об этом завтра.  Но завтра следующее правительство думает так же. Таким образом, проблема «зеленой» экономики откладывается, переносится на будущее. Для  решения проблем экологии требуются   международные финансовые  трансферы, при отсутствии которых Парижское соглашение останется пустым разговором. Если вы хотите производить больше, то вы должны и налог на выброс вредных веществ  платить больше. Для России, специализирующейся на добыче ископаемого топлива и производстве энергоемкой продукции, ввод такого налога грозит серьезными негативными экономическими последствиями. Эксперты оценивают риски для темпа роста ВВП в 1,0%. Мобилизация финансовых ресурсов для адаптации и смягчения последствий климатических изменений потребует выработки новых стратегий на государственном и корпоративном уровне, запуска новых инструментов, развития новых рынков. К сожалению, на сегодняшний день международный итог по климатической политике не достигнут. Поэтому нам необходимо искать точки соприкосновения интересов», - сказал в заключение руководитель Лаборатории Ф. ван дер Плоег.

В семинаре принимали участие Парта Сен, профессор Школы экономики Дели (Индия); Григорий Пищулов, профессор Университет г. Дортмунда (Германия);  Йонсен Гружбек М.Э., профессор, Университет прикладных наук Аванс, Нидерланды; Родионов И.И., профессор НИУ Высшая Школа Экономики; Смирнов А.Л., доцент,  Финансовый Университет при Правительстве РФ; Сергей Никоноров  д.э.н., МГУ им. М.В. Ломоносова и др.

Для информации: Фредерик ван дер Плоег является одним из ведущих мировых специалистов в области исследований глобальных климатических проблем во взаимосвязи с экономическим ростом. В Санкт-Петербургском государственном университете он возглавляет лабораторию «Эффективность экономики и окружающая среда», созданную в 2015 году. Коллектив лаборатории занимается изучением способов модернизации ресурсно-экологической политики стран с преобладанием традиционной энергетики. Главная цель исследований - переход таких стран на траекторию устойчивого и экономически эффективного роста, который ориентирован на инновации и минимизацию рисков глобальных климатических изменений.