Вы находитесь на новой версии сайта факультета политологии СПбГУ.

Выборы 2016 года в России: взгляд научного сообщества и профессионалов-практиков

Дата создания

В Санкт-Петербургском государственном университете состоялась Всероссийская конференция «Электоральные процессы в современной России». Конференция стала площадкой для дискуссии научного сообщества и профессионалов-практиков из области политологии, психологии, журналистики, юриспруденции по итогам выборов 18 сентября 2016 года в России и российской избирательной системы.

На открытии конференции заместитель руководителя Администрации Губернатора Санкт-Петербурга - председатель Комитета по работе с исполнительными органами государственной власти и взаимодействию с органами местного самоуправления Игорь Князев отметил, что выборный процесс стал более прозрачным и легитимным. Это первые выборы, которые прошли под наблюдением нового состава Центральной избирательной комиссии. От имени председателя Санкт-Петербургской избирательной комиссии Виктора Панкевича к участникам конференции обратилась член комиссии Наргис Ахадова. Наргис Агамоглановна отметила, что избирательная кампания 2016 года была крайне интересна: она отличалась от предыдущих выборов возвратом к смешанной системе и возвратом к голосованию по партийным спискам.

Дал старт работе конференции декан факультета политологии СПбГУ Станислав Еремеев: «Несмотря на либерализацию и обилие участвующих в выборах партий, избирательная кампания прошла спокойно. Хотя в итоге в парламенте страны представлены только четыре партии, одним из главных результатов выборов стало обновление политической элиты через депутатский корпус».

В поле зрения участников конференции вошел анализ избирательных кампаний 2016 года как на федеральном, так и на региональном уровнях. Группа политологов СПбГУ под руководством профессора, заведующего Лабораторией политического консультирования СПбГУ Александра Юрьева представила выводы по итогам исследования электорального поведения жителей Архангельской области. По мнению Александра Ивановича, задача политических партий – привлечь внимание избирателей к выборам, показать, что результаты выборов могут отразиться на жизни каждого жителя страны. Это подтверждает своевременность установки, что конкуренция между партиями должна представлять собой борьбу идей, а не политтехнологий. По предложению политологов СПбГУ, в основу программы партий должна лечь идеология новой политической реальности – образ идеального будущего, который станет толчком к составлению плана действий и его реализации.

Если говорить о новой политической реальности в России, то стоит отметить, что мы вступаем в новый электоральный цикл, так как в 2018 году Россию ждут выборы главы государства. «В ходе выступления перед Федеральным Собранием 1 декабря 2016 года Президент РФ Владимир Путин сделал акцент на социальных вопросах, взаимодействию с НКО. Именно эти тенденции будут определять политический процесс в России в ближайшее время», - убежден политтехнолог Дмитрий Гусев.

Электоральное поведение избирателей в ходе выборов 18 сентября 2016 года оценила профессор СПбГУ Ольга Попова: «Универсальной модели электорального поведения не существует, так как не все объясняется теорией рационального выбора, избиратели в равной степени руководствуется и рациональной, и эмоциональной мотивацией. На поведение избирателей повлияло несколько ярких особенностей электорального цикла 2016 года: негативная экономическая ситуация, внешняя политика РФ, участие в Сирийском конфликте, большое количество партий-участников, возврат к голосованию по партийным спискам за конкретных кандидатов, а также мощный информационный повод со стороны партии «Единая Россия» в виде праймериз».

Участники конференции не оставили без внимания переход избирательных кампаний в виртуальную сферу, активное использование политическими партиями и отдельными кандидатами Интернета и социальных сетей для презентации своих программ и идей, а также общения с потенциальными избирателями. Непарламентские партии, как правило, уступают партиям, имеющим представительство в Государственной Думе, по масштабам и качеству присутствия в информационном поле, в социальных медиа, в том числе. При этом речь идет не только о наличии у партии аккаунтов в социальных сетях, но и качестве контента, представленности и узнаваемости кандидатов, соблюдении единого дизайна и стиля.

В рамках четырех секций конференции эксперты сравнили особенности презентации парламентских и непарламентских партий, проанализировали влияние взглядов молодежи на ее участие в выборах и партийное представительство в Государственной Думе VII созыва.