Вы находитесь на новой версии сайта факультета политологии СПбГУ.

Россия или Прибалтика: чьи порты выберет Беларусь?

Дата создания

Во время своего визита в Калининградскую область Владимир Путин заявил о необходимости увязать поставки нефти на белорусские НПЗ с транспортировкой продуктов нефтепереработки через порты России. Станет ли это заявление началом конца транзита белорусских нефтепродуктов через страны Балтии, аналитическому порталу RuBaltic.Ru рассказал доктор экономических наук, президент Российской ассоциации прибалтийских исследований, профессор СПбГУ Николай МЕЖЕВИЧ:

— Г‑н Межевич, многие СМИ уже написали, что заявление Путина будет началом конца транзита белорусских нефтепродуктов через страны Балтии. Соответствует ли это действительности? Так ли всё критично для стран Балтии?

— Первый момент. Президент России никого ничем не обязал. Речь шла об определенной увязке, и это правда. Президент сказал, что речь идет о ситуации, когда белорусским грузоотправителям будет выгодно отправлять грузы через Россию. И он очень подробно остановился на платежах, которые связаны с перегрузкой. Этот момент является принципиальным.

Никто не говорит о том, чтобы Республика Беларусь несла какие-то убытки в связи с переориентацией грузов. От себя могу добавить, что самое дорогое — это не увеличение транспортного пути на лишние 100–200 километров. В целом итоговая цена включает в себя портовые, транзитные, инвестиционные сборы, стоимость оформления грузов, таможенные процедуры и так далее. Собственно перевозка — это меньшая часть затрат. Президент сказал, что нужно приводить ситуацию в такое состояние, при котором перевозить через Россию будет выгоднее, чем перевозить, скажем, через Клайпеду. Речь идет не о принуждении через политику, а о поиске взаимной экономической выгоды.

Подробнее интервью с доктором экономических наук, профессором СПбГУ Николаем Межевичем читать здесь